Сегодня немного о целесообразности оптимизации и некоторых особенностях Яндекса.
Вы наверняка слышали о том, что сайт и отдельные его страницы нужно оптимизировать. О том, что имеют место внутренняя оптимизация и внешняя оптимизация. Так вот сейчас хочу немного поговорить о внешней оптимизации страниц сайта.
Может быть, Вы уже успешно используете этот вид оптимизации в своей практике. Тогда не читайте. Если же у Вас тоже есть белые пятна в этой области, то кое-что полезное для себя Вы найдете в моем рассказе.
Итак. Сайтостроением я занимаюсь уже более трех лет. До недавнего времени это занятие было как хобби — очень интересно и увлекательно, но дохода особого не приносило. Что-то получилось хорошо — замечательно. Не получилось — ничего страшного. Ведь доход шел с другого источника. Но теперь, когда я освободился от других, совершенно уже неинтересных, занятий и вплотную занялся вебом, все изменилось. Теперь основной доход здесь. А значит, от эффективности работы моих сайтов, от эффективности использования своих знаний и умений напрямую зависит мой доход.
Теперь ближе к делу. Мой доход зависит от многих факторов, в том числе и от посещаемости моих ресурсов. Этому вопросу я и уделил последние несколько недель. А именно — оптимизации под поисковые запросы. Я изучал ранее курс Юсуфа Губайдулина о быстрой раскрутке. Что-то делал по его рекомендациям. Но то ли я слушал невнимательно, то ли что-то упускал… Результаты были, но не такие, как хотелось бы.
Теперь же прохожу весь путь заново и вижу, сколько ошибок я допускал. И прежде всего в оптимизации страниц.
О чем я веду речь? Сейчас немного истории. Когда я создавал свой первый сайт, посвященный выращиванию садовых цветов, я заточил его под запрос «Выращивание цветов на приусадебном участке». Через три недели после того, как я забил его в Яндекс, он появился по этому запросу на первой странице, да еще на пятом месте. Моей радости не было предела. Ну, теперь попрут посетители! А только статистика показывала посещаемость не более 10 человек в сутки.
Через недельку-другую снова заглянул в Яндекс. Мой сайт был уже на третьем месте. Это радовало, но посетителей не прибавлялось. Время от времени позиция моего сайта менялась. Долгое время он стоял даже на первом месте по этому запросу.
Кроме того, я проводил регистрацию сайта в каталогах. Причем, вручную. Отбирал наиболее подходящие, по моему мнению. Это тоже дало определенный результат — посетителей прибавилось. Благодаря тому, что в разных каталогах я забивал различные названия своего сайта и различное описание, чтобы ссылки на сайт получались по разным запросам, мой сайт стал выдаваться и по некоторым другим запросам. Причем, высокочастотным.
Количество посещений приближалось к сотне. Это радовало меня.
Но на этом и остановилось все. Дальнейшие регистрации в каталогах не давали результатов по посещаемости. Может быть, лишь влияли на ТИЦ — он колебался от 10 до 20.
И вот не так давно я решил пересмотреть статистику запросов по каждому из разделов моего сайта. То есть вбиваю, к примеру, слово «георгина» и выписываю все-все словосочетания, которые могут подойти к разделу о георгинах. Потом разбиваю их на группы, которые можно отнести к странице об уходе, отдельно о посадке, отдельно — о зимнем хранении и т. д. И просто немного переписываю свои страницы таким образом, чтобы в них органично вписывались нужные словосочетания. Таким образом на каждой моей странице появлюятся ключевые фразы, которых раньше не было.
Ведь что получается? Когда я впервые писал тексты для своего сайта, я старался лишь рассказать красиво и доступно. Но я даже не предполагал, по каким запросам можно найти соответствующую страницу моего сайта. И этот факт я игнорировал — ну посвятил я три страницы георгинам. Пусть Яндекс сам решает, по каким запросам приводить ко мне посетителей. А он, коварный, не хочет сам додумывать за меня.
Получается все очень просто. Для того, чтобы на Вашу страничку Яндекс привел посетителя по какому-то запросу, нужно, чтобы на этой страничке присутствовало примерное словосочетание, которое вбивает в поиске пользователь. А если такого словосочетания нет, то извините — ну никак Яндекс не выдаст Вашу страницу.
И вот я смотрю — посетители искали ту информацию, которая есть у меня на сайте, но фраз этих самых не было на моих страницах. Как бы красиво и доступно я ни рассказывал, не привел Яндекс их ко мне.
Ну что ж, сказано — сделано. Анализирую, переписываю, отслеживаю результаты. Рутина!!! Но без этой рутины никак.
Яндекс реагирует довольно быстро. И вот уже через день-другой я вижу страницы моего сайта по некоторым желаемым запросам. Результат! И посещаемость снова увеличилась.
Но есть некоторые нюансы. Например, сезонность. Изучаю я статистику запросов о выращивании роз. Встречаю фразу «розы в апреле». Ведь понятное дело, что в мае эта фраза будет уже неактуальна. Можно предположить, что в мае пользователи могут ввести в поиск фразу «розы в мае», в июне — «розы в июне». А могут и не ввести. Но тем не менее эта фраза была и вполне вероятно, что в следующем сезоне она повторится. Делаем выводы.
Теперь немного о том, насколько релевантные страницы выдает Яндекс по запросам. Яндекс уверяет нас в том, что он анализирует содержимое сайтов, подбирая в выдаче наиболее подходящие и интересные на его взгляд страницы. Но когда я захожу на некоторые сайты, выданные Яндексом, я поражаюсь. На странице парочка предложений, содержащих ключевую фразу, и никакой толковой информации. То есть ответа на свой вопрос я явно здесь не нахожу. Но Яндекс считает, что эта страница явно интересна мне, если выдает ее на первой странице. Я думаю, вы тоже сталкивались с подобными фактами. Поэтому тоже стоит обратить внимание на подобные факты, оптимизируя свои сайты.
Еще немного интересных фактов. Попутно проделал один эксперимент. Заглянул в статистику запросов по фразе «Как зарабатывать больше». На самом деле запросов за месяц не так уж и много — всего несколько тысяч. Однако предложений намного больше — Яндекс выдает что-то около 30 миллионов страниц!!! Да, тут пробиться трудновато. А то и невозможно.
Но что я наблюдаю? На первой странице третью, четвертую и пятую позицию занимают страницы с одинаковым контентом — одна и та же статья, размещенная на разных сайтах. Я взял эту статью и разместил в своем блоге на LiveJournal. Со своими комментариями и со ссылкой на первоисточник. И что вы думаете? На следующее утро я нашел свой блог на одиннадцатом месте в выдаче по указанному запросу! Знаете, я искренне повеселился. Ну Яндекс!
Вообще-то, я заметил, что паук Яндекса постоянно пасется на LiveJournal и блоги на этом сервисе у него в авторитете. Я заметил и раньше, что свежая страница на LiveJournal очень скоро появляется в выдаче — буквально через пару часов. Так что берите эту информацию на вооружение.
Еще один немаловажный факт. Дело в том, что Яндекс выдает по-разному информацию для Украины и России. Думаю, это касается и других стран. Сейчас поясню. Однажды мы с коллегой обсуждали в аське свои достижения в области сайтостроения. Она живет в Орле, а я — в Кировоградской области (Украина). Когда речь зашла о позициях моего сайта, она оперативно просматривала информацию у себя. Оказалось, что позиции в выдаче различались. В то время, как мне по какому-то запросу Яндекс выдавал мой сайт, скажем, на третьем месте, у нее он оказывался на первом или на десятом.
Это я так, к сведению. Если Вы — житель Украины, просматриваете позиции своего сайта или блога в Яндексе и находите его в первых рядах, то имейте в виду, что российский пользователь может обнаружить его совершенно на иной позиции. Или не обнаружить вовсе.
Вот такие пироги.